внезапный слоу-пост про шерлока в вашей ленте!
я подумала, и.
ворнинг: спгс, маковое имхо, слово "постмодернизм" повторяется минимум десять раз, простыня"What happens is - and I was part of this - is that you see something that you love and you start doing your own version of it. You start disagreeing with the actual version and thinking 'my version's better', then you discover that you made something entirely different and you go off and do your own thing.
"I find it exciting and thrilling and wonderful that you get that creative response. It's how I began, I was a fan of Doctor Who and Sherlock and look how far I've come! Interacting with fans is not how it works, in the end they have to cut free from the mothership and do their own thing."
(c) Стивен Моффат
И вот в этой фразе - все, что с новым шерлоком не так.
Шерлок начался как игра с каноном Дойля. Блестящая, остроумная, идеальная игра, совершенный постмодернизм, трансформация через диалог сквозь время. Не меняя героя, его вывели таким, что он идеально вписался во время новое - да и не только героя, не только шерлока, все, от привычек до методов расследования. Канон пропустили через призму, и он заиграл по-новому. Зажил по-новому. Задышал. Оброс плотью.
Шерлок начался как игра с каноном. Канон, перенесенный в новую вселенную ради новых возможностей. По сути - фанфикшн.
[вырзана псевдофилософия о трансформации автора, культурном ландшафте и месте в нем креативного объекта]
Первый и второй сезоны - это диалог с каноном. При всех внешних различиях связь с каноном там железная, это своего рода над-текст, метатекст, прекрасный как раз потому, что через новое лицо можно разглядеть старое. Контраст и сходство одновременно, вот что завораживало и делало Шерлока действительно - не побоюсь этого слова - классикой.
А потом Моффат посмотрел на Рейхенбах и подумал, что у него "получилось лучше". И с этим я даже не спорю.
Но в этот момент он забыл о каноне. Перерезал пуповину, связывавшую оригинального шерлока с его творением, отшвартовался от материнского корабля и решил пуститься в свободное плавание.
И поэтому третий шерлок - это уже не диалог с каноном. Это диалог с первым и вторым шерлоком, переосмысление "нового" канона, надстройка над ним, а не над дойлем. Автор, изначально игравший с чужой вселенной, почувствовал ее своей.
Третий шерлок - он ведь, в отличие от первых двух, прямо обращается к фанатам. Заигрывает, шутит, навязчиво стремится запутать, создать напряжение - он рисуется, причем рисуется самым беспардонным образом. Это уже не интеллектуальная игра с каноном - от нее осталась лишь форма, знакомые элементы, теперь игра, которая раньше велась на уровне смыслов и характеров, перешла на довольно примитивные псевдоцитаты. Это не интерпретация изначального автора - это новый автор, прямо обращающийся к публике. И при этом, что интересно, резко отрицающий обратное влияние. "Мы знаем, что происходит, но вам не скажем", "вы, должно быть, мучаетесь, как в аду", и, на сладкое, "нам очень приятно, как нас принимают, но это на нас совершенно не влияет". Но как же не влияет, когда весь сезон обращен к поклонникам? Не к новичкам уже - потому что в "пустом катафалке" от оригинальных обстоятельств воскрешения холмса осталась только пустая, пресная оболочка псевдо-морана. Не к тем, кто читал дойля. К тем, кто смотрел шерлока.
Но если ты начинал писать фанфикшн, безболезненно пуповину уже не перережешь. База-то другая. То, что ты сделал, каким бы гениальным оно не получилось, основано на фундаменте, заложенном другим автором, и в этом часть привлекательности, и часть огромная. Когда новый автор, забыв про этот фундамент, начинает развивать только свою надстройку - получается франкенштейн.
Я помню, как дико мне хотелось еще после Рейхенбаха. Да я убила бы за продолжение, и перспектива ждать год минимум казалась чудовищной. А сейчас? А сейчас мне все равно, сколько ждать, и мне почти все равно, будет ли новый сезон вообще. Часть меня думает, что лучше бы его и не было. Потому что пока что этот сезон, в сравнении с двумя предыдущими, показался мне филлером. По темам, по сюжету, по напряжению, по всему. Необходимая арка, чтобы добавить больше мира между мориарти и мориарти, чтобы сделать возвращение НЕЗАБЫВАЕМЫМ и закрутить интригу совершенно по-новому.
Правда, на самом деле я думаю, что у четвертого шерлока море возможностей и почти безграничный потенциал. Но реализуется он только в том случае, если третий сезон, подо всей этой буффонадой, был сознательно выписан драмой. Веселая лакированая картинка, под которой пепел и трещины, идеальная дружба на словах, а на деле - дружба, сломанная настолько, что за один сезон, за всего три серии ее просто невозможно починить. Если все нездоровое, все болезненное и задумывалось нездоровым и болезненным, если дальше нас ждет пресловутый "восточный ветер", ураган, который сметет красивый фасад и обнажит правду, это будет великолепно, и тогда третий сезон прекрасно впишется, он перестанет быть проходным и займет достойное место, эдакий разбег перед стартом, перед настоящим возвращением.
Но если Мэри, которая была бы прекрасной в своей неоднозначности героиней, и дальше будет разгуливать с ярлыком хорошей и прощенной, если джон действительно сможет счастливо с ней жить, если их дружбу с шерлоком попытаются выдать за "как раньше", когда на самом деле она как треснула, так и не склеилась - и если вместе с воскрешением Мориарти не объяснят Рейхенбах по-настоящему и не сделают глобальную арку - короче, если четвертый сезон оттолкнется сразу от третьего, а не от второго, то это будет уже пустая отсебятина, может, забавная, может, местами даже проникновенная, но мало отношения имеющая к "шерлоку холмсу". И тогда блестящий постмодернизм превратится в мутную поделку.
А поскольку Моффат в своих высказываниях довольно откровенно собой гордится, нет никаких гарантий, что он, с облака своего успеха, вспомнит, с чего все началось. Шансы на гениальное решение и полный провал сейчас равны. А я не хочу расставаться с иллюзией и предвкушением прекрасного. Этот "клиффхэнгер" для меня выглядит как прекрасный конец. После него я не чувствую никакого напряжения, как было после Рейхенбаха - только удовлетворение (и внезапную любовь к Джиму).
Так что пусть снимают новый сезон подольше.
внезапный слоу-пост про шерлока в вашей ленте!
я подумала, и.
ворнинг: спгс, маковое имхо, слово "постмодернизм" повторяется минимум десять раз, простыня
я подумала, и.
ворнинг: спгс, маковое имхо, слово "постмодернизм" повторяется минимум десять раз, простыня